Анна Липатова
Автор Викиум
Не все любят ужастики, но если уж начал смотреть, не оторваться. Откуда здесь ноги растут, разберём с точки зрения науки о мозге.
Самая древняя и самая «громкая» часть нашего мозга — лимбическая система. Это тревожная кнопка, которая помогла уцелеть при виде саблезубого тигра и незнакомых потенциально ядовитых растений. Самые примитивные первые реакции по типу «свой-чужой» — тоже результат работы этой системы. За какие-то доли секунды нейроны передают импульсы, чтобы бежать, притвориться мёртвым или сражаться. Но как происходит тогда, что мы не отрываемся от экранов, если нам страшно?
Всё просто: информирован — вооружён. Чем больше данных мы сможем собрать, тем более уверенно себя чувствуем. Поэтому любопытство — тоже часть природного защитного механизма.
В целом деятельность любого разумного существа — это постоянная конкуренция страха и желания постичь новое. Например, если поместить мышь в ярко освещённую комнату, она будет испытывать сильный стресс и сразу найдёт угол или хотя бы стену. Но если через нескольких минут ничего не произойдёт, она вероятнее всего начнёт исследовать новое пространство. То же происходит и с нами. Мы боимся, но делаем. Не хотим смотреть, но не отрываемся.
Вся наша жизнь — это набор накопленного опыта. Он может быть:
Каждый новый опыт закрепляется в памяти при помощи гормонального ответа. Если сильно обобщать, позитивный подкрепляется дофамином, негативный — кортизолом.
Любая новая информация таким образом проходит 2 фильтра:
Но восприятие события как позитивного или негативного связано с опытом и особенностями физиологии и психологии этого конкретного человека. Поэтому наше представление о реальности по умолчанию не может быть объективным. Восприимчивость к одним событиям и равнодушие к другим — не что иное, как аккумуляция закреплённых реакций. И более того, мы боимся не самого события, а своих ассоциаций, того, что достраивает воображение. В доказательство можно вспомнить самые напряжённые фильмы ужасов, в которых нет изображений чудовищ, сцен насилия, ударов или жертв. Но есть пугающая темнота или звуки.
Тревога — часть сигнальной системы. Её действие громкое и моментальное. Это первая примитивная реакция на любое событие, за которой неизбежно следует любопытство.
И вместе с тем тревожность расходует физический ресурс организма, а это не в его интересах. Поэтому предусмотрен внутренний механизм снижения восприимчивости к «заезженному» стимулу.
Для поддержания уровня тревожности раздражитель должен нарастать. Этот приём используют авторы триллеров и режиссёры фильмов. Например, в технологиях саспенса. Если же стимул не исчезает, но и не увеличивается, интерес к нему неизбежно снижается. Как пример можно привести спад активности СМИ и социальных сетей на тему пандемии.
Тревожность полезна, поскольку помогает нам выживать. Вместе с тем её избыток отнимаем много сил. Справиться со стрессом и научиться жить в неопределённости помогут автоматические действия. Освойте принцип их работы и выбирайте, какими хотите быть, на новом онлайн-курсе «Полезные привычки».
Дарина Земляных Автор Викиум Представьте: вы встречаете человека, которого видели вчера на деловой встрече, а…
Дарина Земляных Автор Викиум Мы живём в эпоху, где отвлечься проще, чем сосредоточиться. Уведомления, звонки,…
Дарина Земляных Автор Викиум Тревожность знакома каждому: мысли «а что если…», внутреннее напряжение, ощущение, что…
Дарина Земляных Автор Викиум Современный ритм жизни не щадит даже самых продуктивных. В течение дня…
Дарина Земляных Автор Викиум Критика — вещь неизбежная. Её можно услышать от коллеги, начальника, близкого…
Дарина Земляных Автор Викиум Вы знакомитесь на встрече, пожимаете руку, слышите имя — и… через…