Существует любопытный парадокс: поведение, которое некогда помогало выжить нашим пращурам, современному человеку очень мешает.
Реалии серьезно изменились: нам не нужно убегать от хищников и ежедневно искать еду. У нас есть крыша над головой и магазин шаговой доступности. Но с точки зрения анатомии человеческий мозг не изменился — он такой же, каким был и 40, и 70 тысяч лет назад!
Разберемся, какой диссонанс от этого получается, и как его объясняют современные научные теории.
Сегодня реальнее умереть от ожирения, чем от недоедания. И это относительно новое явление. Мозг у человека исконно развивался в условиях жесткого дефицита пищи. Излишков ни у кого не водилось. А теперь с «первобытным» мозгом, но современными реалиями, мы едим гораздо больше, чем нужно. Особенно некоторые.
Возможно, такое замечали и вы за собой: иногда просто открываешь дверцу холодильника, заглядываешь в него и закрываешь. Нелогично? А вот и нет!
Наш палеолитический мозг до сих пор не может уверовать в то, что у нас есть запасы еды — ему надо ее увидеть. Даже если мы твердо знаем, где она лежит. Только после просмотра холодильника наш «биокомпьютер» успокаивается — на время.
«Ну почему если еда полезная, то она обязательно невкусная?» — сокрушался Малыш, герой Астрид Линдгрен, грустя над тарелкой с цветной капустой. Что означает неприязнь к здоровой пище? И откуда она взялась?
Все дело в том, что в эпоху охотников и собирателей, когда растения специально не культивировали, ими можно было легко отравиться. Рецепторы языка эволюционировали так, чтобы люди могли распознавать, что хорошо, а что вредно. Полезная углеводистая пища была сладкой, а опасная — горькой.
Все было ясно, как день. С тех пор нас и тянет на сладкое и высокоуглеводное.
Пересуды считаются чем-то постыдным, однако антропологи уверяют, что именно они сплачивают коллектив!
Дело в том, что человек как существо социальное не может долго жить в одиночку. Даже до появления первых крупных поселений люди объединялись в группы примерно по 150 особей. Это число особенное — называется числом Данбара и определяет количество устойчивых социальных связей, которые может поддерживать человек.
А держатся эти социальные связи во многом благодаря сплетням, которые затрагивают важные для общности вещи: у кого можно попросить помощи, кому не стоит доверять, кого нужно опасаться… Передача такой информации куда важнее, чем абстрактные разговоры!
Признайтесь себе: в детстве вы часто находили лица, фигуры, силуэты в рисунках на обоях, а, возможно, и сейчас видите очертания зверей и птиц в облаках. Такая способность называется парейдолия и тоже объясняется эволюцией.
Еще до зарождения науки люди пытались объяснять природные явления. Они очеловечивали гром, молнию, ветер, мор. Так сформировалась апофения — способность усматривать связи там, где их нет. Это когнитивное искажение тормозит быструю выработку решений. Зато помогало нашим предкам выживать — благодаря систематической ошибке мозга люди распознавали приближение приятеля или недоброжелателя. А нам в наследство досталось умение читать мимику окружающих.
Это еще один привет из прошлых эпох, когда люди бегали от хищников по саванне или гонялись за добычей с копьём. Быстрая реакция в любом случае спасала жизнь. А вот если бы наши предшественники подолгу рассматривали и анализировали черно-желтое пятно, чтобы понять, кто это — тигр или бабочка, — то наверняка не выжили бы.
Кстати, одна из психотерапевтических теорий гласит, что синдромы гиперактивности и дефицита внимания обусловлены как раз нашим прошлым кочевников и охотников, требующим реакции на внешние стимулы. А когда человечество перешло к оседлости и сельскому хозяйству, нужно было становиться куда более внимательными и дальновидными.
Раньше стрессы были короткими — волнуешься, пока удираешь от хищника. А потом опять все хорошо и спокойно. Известно, что на фоне переживаний в кровь выбрасываются кортизол и адреналин, активизируется симпатическая нервная система, которая обуславливает возбуждение сердечно-сосудистой коллеги. Чтобы лучше видеть, расширяются зрачки, а внимание собирается в четкий фокус — для оптимального контроля за ситуацией.
Теперь все куда сложнее. Стрессы у нас на каждом шагу и по любому поводу: ипотека, сессия, ремонт, собеседование, квартальный отчет, переезд… Однако реакции напряжения, которые раньше помогали людям собраться, теперь атрофировались.
Это приводит к неврозам, депрессиям, психическим расстройствам. Или к адреналиновой зависимости — таким людям скучно жить без «нежданчиков». Поэтому кто-то подсаживается на алкоголь и другие вещества, кто-то «заболевает» трудоголизмом, а кто-то осваивает бейсджампинг, не щадя живота своего.
…Чем больше мы знаем о себе, тем меньше ошибок совершим. Знание защищает от когнитивных искажений. Страхует от стереотипов и чужих установок в вашем сознании и курс Викиум «Критическое мышление» — он помогает выработать алгоритмы противостояния чужому мнению, которые применимы во всех жизненных сферах. И в целом помогает сохранить нервы, здоровье, деньги и время.
Дмитрий Ершов Автор Викиум В эпоху, когда алгоритмы социальных сетей формируют наши предпочтения, а AI-технологии…
Дмитрий Ершов Автор Викиум Дисциплина — чуть ли не главный культ современности. Социальные сети переполнены…
Дмитрий Ершов Автор Викиум Сложные экзамены, важные презентации, ключевые встречи – моменты, когда нам особенно…
Дмитрий Ершов Автор Викиум В нашей культуре господствует идея, что порядок – это путь к…
Дмитрий Ершов Автор Викиум Словосочетание working life balance прочно вошло в наш лексикон. Мы постоянно…
Дмитрий Ершов Автор Викиум Парадоксальное исследование Антонио Дамасио перевернуло наше понимание роли эмоций в принятии решений. Изучая…