Анна Липатова
Автор Викиум
Депрессия — это не грусть и печаль, а заболевание, реальное изменение химико-физиологических особенностей мозга. В статье — как её лечили раньше и зачем нужны новые методы сейчас.
Почти все антидепрессанты работают с обратным захватом нейромедиаторов (моноаминов). Это специальные вещества, при помощи которых нейроны сообщаются между собой через синапсы. Принято было считать, что нарушение их баланса — это здравствуй, депрессия.
Наиболее чувствительно для нашего внутреннего покоя недостаточное количество:
Последнего — в особенности, саму концепцию лечения депрессивных состояний называют также серотониновой. Все нейромедиаторы синтезируются телом самостоятельно, но по разным причинам «русло реки» выходит из берегов, и часть потока теряется. Тогда на помощь приходят таблетки, возвращая «блудных детей» по местам, если совсем упрощать.
Это была единственная правда, пока группа европейских учёных не решила перепроверить основные тезисы серотониновой теории лечения депрессии. Они провели много тестов и не нашли подтверждений:
И их ключевой вывод — серотонин виновен, но не только он один.
Простое заключение о серотонине в эру быстрого распространения и снижения возраста депрессивных заболеваний имеет существенное значение. Потому что главный инструмент лечения, антидепрессанты, не так безвреден:
Антидепрессанты способны менять структуру мозга. Если сравнивать снимки МРТ здорового человека и того, что в депрессии, у последнего будет сильно утолщена кора. Это связано с защитной функцией нервной системы. Тезис подтверждают исследования: во время приёма антидепрессантов структуры приходят в норму, видимо потому что пропадает потребность в компенсации.
Во многих странах эти препараты отпускаются без рецепта врача. Перепроверка серотониновой теории привлекла внимание учёных к поиску альтернативных методов облегчения состояний депрессии.
Ещё в 2016 году профессор Дэйн Четкович говорил о HCN-каналах, белках, которые участвуют в регуляции возбуждения клеток сердца и мозга. Опыт на мышах показал: чем меньше таких клеток, тем меньше рисков развития депрессивных состояний. Уничтожать белки при этом не нужно, конкретно мышам вводили вирус, который «выключал» HCN-каналы. И это только один из примеров, о которых решили вспомнить.
В статье речь шла о тяжёлых хронических состояниях. Но в любом случае даже в таких ситуациях после облегчения и стабилизации пациент продолжает работу в кабинете психоаналитика. Наиболее действенным научно-обоснованным подходом сейчас является когнитивно-поведенческая терапия. Эксперты Викиум собрали её достижения в удобный алгоритм для самостоятельной помощи — Max Mentality. Это онлайн-сервис, к которому можно обратиться в любое время. Вы научитесь описывать тревожные ситуации, найдёте ограничивающие убеждения и сможете уменьшить их влияние на онлайн-тренажёрах. Max Mentality – ваш карманный психотерапевт, который всегда под рукой.
Дарина Земляных Автор Викиум «Это была последняя капля». Слова, которые мы произносим, когда терпение заканчивается.…
Дарина Земляных Автор Викиум Мы растём, обучаясь различать: хорошо и плохо, правильно и неправильно, чёрное…
Дарина Земляных Автор Викиум Кажется, задача была понятной: дойти до комнаты, чтобы сделать конкретное дело.…
Дарина Земляных Автор Викиум Вы когда-нибудь были уверены, что точно помните разговор, событие или факт…
Дарина Земляных Автор Викиум Иногда после хорошего разговора с близким, коллегой или даже незнакомцем мы…
Дарина Земляных Автор Викиум «Слышу тишину» — фраза, которую хотя бы раз в жизни произносил…