Почему тайное всегда становится явным: ученые догадались!
Прав был старина Хаус: врут все. Однако в этом деле важно не просто красиво «наводить тень на плетень», но и запоминать то, что насочинял. А это уже зависит от того, как именно врет человек.
К такому выводу пришли психологи из штата Луизиана. Исследователи проанализировали два типа лжи — ложное описание и ложное отрицание.
Первый вид — это свободный полет фантазии, итогом которого являются нюансы событий, никогда с человеком не случавшихся. А второй вид — это, напротив, отрицание того, что на самом деле имело место.
Любопытно, что человеку проще запомнить то, что он выдумал, — потому что при этом сильнее задействуются когнитивные функции. Проще говоря, врунишки всегда «крутят шестеренками», чтобы: зафиксировать для себя в памяти, что они излагают; проверить, насколько правдоподобно звучит ложь; проанализировать, как на их слова отзываются слушатели.
И совсем иначе обстоит дело с ложным отрицанием. Тут когнитивные способности задействуются гораздо меньше, и поэтому выдуманные воспоминания получаются слабее. Кроме того, на них наслаиваются реальные воспоминания.
Криминалисты знают об этом и используют при проверке показаний. На допросах подозреваемому задают множество коротких вопросов за ограниченное время. Если человек виновен или лжесвидетельствует, то ложное отрицание он забудет и на следующих допросах «поплывет».
Это стоит учитывать и в личной жизни: не совершайте того, что придется скрывать — рано или поздно тайна станет явью, потому что вы запутаетесь в показаниях!
Почему мы врем без надобности?
Что? Вы отрицаете это? А почему тогда на вопрос «Как дела?» машинально отвечаете «Хорошо», даже если все ужасно? Или почему не признаетесь, что еще не вышли из ванной, опаздывая на встречу? Зачем говорить, что вы уже паркуетесь?
Дело в том, что человек учится лгать очень рано: уже трехлетний ребенок понимает, что его мысли — это только его собственность, и никому их не прочитать. А значит, можно сказать неправду просто из любопытства.
С возрастом люди начинают привирать ради выгоды — мы подчищаем двойку в дневнике, сваливаем вину за разбитую мамину вазу на кошку, уверяем, что переночуем у друга, а сами направляемся в клуб, не идем в опостылевший офис, ссылаясь на выдуманную болезнь…
Вот главные причины, побуждающие нас говорить неправду:
- Ложь во спасение. Так мы прикрываем мужа подруги, изменившего ей, или коллегу, который что-то натворил, но начальству это знать не обязательно. В основе благородной лжи лежит страх что-то разрушить или стремление что-то сохранить. Однако при этом мы можем пострадать сами: ваша ложь может всплыть, и тогда босс примет санкции против вас, а подруга порвет с вами дружбу, выведя мужа на чистую воду.
- Поддержание образа. Нередко мы приукрашиваем свою жизнь, чтобы придать себе более высокий статус: завышаем стоимость гаджета или часов, рассказываем об экзотических странах, где ни разу не бывали. Просто хочется превзойти друзей, коллег, знакомых — хотя бы просто на словах. Самооценка чешется! Главное — не заиграться в самообман: это чревато серьезными проблемами с психикой.
- Из вежливости. Типичный пример — мы нахваливаем подарок, который нам вручили, а про себя думаем: «И зачем мне эта ерунда? Придется кому-то передаривать». А все потому, что боимся обидеть человека прямолинейностью. Это — элемент социальной игры. Кстати, если человек не способен к такому, возможно, у него имеется синдром Аспергера — нарушение аутистического спектра.
- Боязнь разочаровать. Существует люди, которые не могут адекватно оценивать свои возможности и боятся обидеть того, кто просит у них помощи. А значит, взваливают на себя неподъемный груз забот. Но потом не справляются и так или иначе подводят других… Не надо так.
- Патологические Мюнхгаузены. Такая особенность формируются в раннем детстве — ей способствует нездоровый психологический фон в семье: например, родители сами неадекватно воспринимают слова ребенка, обижаются на правду, ругают за нее. Естественно, малыш начинает ассоциировать правильное поведение с ложью и переносит этот паттерн во взрослую жизнь. Так можно «дофантазироваться» и до серьезного психического отклонения — тогда без помощи специалистов уже не обойтись: само это не пройдет.
Как понять, что тебе врут?
О невербальных признаках знают все: бегающие глаза, каменное лицо, сбой в тембре голоса, странные жесты, частое дыхание. Такое неестественное поведение очень красноречиво!
А вот патологического лжеца распознать гораздо сложнее. Его психика уже вне нормы, поэтому такому человеку проще сочинять небывальщину и верить в нее самому. Соматических проявлений лжи у него заметно не будет (как говорится, врет и не краснеет). Но тут помогут признаки, благодаря которым на поверхность всплывут все тайны:
- Длительный зрительный контакт. Обычные врунишки отводят глаза, а вот патологические, наоборот, отличаются более пристальным взглядом — дольше 3 секунд.
- Фальшивая улыбка. Искренность очень сложно подделать. Если мы вправду рады чему-то, то глаза у нас горят от счастья, в мимику включаются веки. А при натянутой улыбке вверх ползут лишь уголки губ.
- Агрессия в ответ на сомнение. Если собеседник вдруг усомнился в правдивости рассказа и начал задавать неудобные вопросы, патологический лжец расценит это как нападении и начнет обороняться — перейдет на повышенные тона и импульсивную жестикуляцию.
- Забывчивость. Если попросить лжеца повторить какую-то деталь из его рассказа, он, вероятно, быстро запутается в «показаниях».
Да, ложь порой здорово облегчает жизнь, но помните: маленькое вранье породит крупное. Придется очень напрягаться, чтобы не забыть озвученные нюансы и поддерживать придуманную легенду. Это очень выматывает.
А вот учиться распознавать скрытое вранье — процесс увлекательный и очень полезный. Вы не представляете, как это умение облегчит жизнь во всех ее сферах! Освоить искусство «чтения» людей можно на курсах Викиум «Менталист», «Профайлинг», «Эмоциональный интеллект» и др. В них даются практические техники, позволяющие еще на горизонте определять, кто собрался приукрасить действительность. А значит, вы всегда будете на несколько шагов впереди остальных. И в выигрыше, разумеется.