Лжец, лжец, лжец: как работает «эффект Пиноккио»?

Никому не захочется это признать, но все мы врем — по мелочи, во благо, ради шутки, ради выгоды; обманываем и других, и себя; предвидим последствия своих действий или совершенно о них не задумываемся.


При этом, оказывается, ложная информация не только деформирует действительность, но и меняет наш мозг!

Ложь — это не только бескрайнее поле для исследований психологов, но и любопытнейшая сфера интересов нейробиологов.

Чтобы выудить пользу из лжи и попутно избежать чувства стыда, мозг человека активирует механизмы, которые заставляют нас поверить: ничего страшного не произошло. Очень показательно это выглядит в научных экспериментах, когда люди присваивают больше ценностей, если берут не деньги, а, скажем, заменяющие их жетоны.

При этом в нашем мозгу нет специального отдела, ответственного за вранье, в сложный процесс вовлечены разные отделы — это подтверждают исследования методом магнитно-резонансной томографии.

Предлагаем вам узнать, какие же это зоны, и что вообще творится в мозгу человека, наводящего тень на плетень.

Большая маленькая ложь

Чем сильнее и продолжительнее врет человек, тем легче это у него получается. Вот почему маленькая ложь, если увлечься процессом, неизменно потянет за собой целые горы вранья. Этот феномен исследовали и доказали ученые. Они выяснили, что чем чаще вы обманываете, тем активнее в вашем мозгу «крутятся шестеренки»: у отъявленных Мюнгхаузенов серого вещества на 14% меньше, а вот белого (нервных волокон) — на 22% больше, чем у тех, кто не врет.

Снижение страха

Перманентная ложь даже может снижать активность «центра страха» в нашем «биокомпьютере». Эксперимент, проведенный в Лондоне, продемонстрировал, что у патологических лгунов замедляется активность миндалевидного тела. Причем если, соврав впервые, человек еще хотя бы беспокоится от этого, то потом ложь входит в привычку, и амигдалу него практически засыпает.

Такая адаптация приводит к увеличивающейся нечестности: это все равно, что человеку долго показывать отталкивающие, тошнотворные изображения — рано или поздно его реакция отвращения на них притупится.

Кстати, ученые полагают, что эти механизмы свойственны и другим типам поведения — такие же сценарии могут лежать в основе усиления рискованности, в них могут крыться и корни жестокости.

Гормоны и жар

Когда человек врет, у него в крови подскакивает концентрация гормона стресса кортизола и мужского гормона тестостерона. Последний избавляет от страха, что обман раскроется, а кортизол заглушает эмоциональное напряжение.

А еще ложь даже повышает температуру тела! Например, если человек лукавит, говоря о своих истинных чувствах, то кожа вокруг его носа несколько теплеет. В мозгу же пробуждается к активной деятельности так называемый островок Рейля, ответственный за контроль температурного баланса. Этот феномен за схожесть с сюжетом известной сказки Карло Коллоди ученые стали называть «эффектом Пиноккио».

Многоходовочки

У обманщика в обоих полушариях заметно активизируются префронтальные, теменные и ассоциативные моторные участки. Так как ложь требует напряжения, то усиливается связь между префронтальной корой, ответственной за принятие решений и общественно-одобряемое поведение, и базальными ганглиями, которые связаны с сознанием.

Кстати, намеренный обман — эдакие многоходовочки — свойственны лишь для homo sapiens и высших приматов. Например, шимпанзе умеют хитроумно отвлечь сородичей от общей еды, а те обезьяны, которых научили языкам-посредникам для общения с зоологами, обводят тех вокруг пальца, чтоб прокрасться к угощению!

Чтобы не попадасться в сети, расставленные ловкими лжецами, рекомендуем вам пройти курсы Викиум «Менталист» и «Критическое мышление» — они научат лучше разбираться в людях, мастерски отделять зерна от плевел и не идти на ходу у стереотипов и рекламных увещеваний.

Читать далее