Повторная травма: как не навредить себе, идя к психологу?
-
-
Ксения Петровская
Автор Викиум
-
Мы часто слышим предупреждения об опасности психотравм. Но о ретравматизации — повторном их получении на сеансах у психотерапевта — говорят непростительно мало! Меж тем, это существенная проблема, оказывающая влияние на всю последующую жизнь. Да и случается ретравматизация в психологии куда чаще, чем вы можете предположить…
Что такое травма в психотерапии?
Немецкий психотерапевт Г. Фишер поэтично назвал травму панцирем, сковывающим душу и тело в замороженные слезы. Такая «броня» образуется из-за поломки защитных механизмов. А они надламываются на фоне пугающих обстоятельств и страха их не преодолеть.
Когда человек активно переживает психотравму, он обычно чувствует тревогу, покинутость всеми, боль потерь, беспомощность, растерянность, «накрывающие» внезапно сильные и непонятные эмоции. Каждый из нас минимум раз в жизни испытывал такое.
При этом важно знать, какие виды травм выделяют психологи — это поможет лучше оценить ситуацию, попробовать вычленить ее причины.
- Социогенная травма. Случается с пострадавшими в ЧП, экстремальных ситуациях. И, кстати, в пандемии тоже. Так что сегодняшнее положение вполне подпадает под такое определение. Но последствия такой психотравмы мы увидим лишь через некоторое время…
- Личная (психогенная) травма. Это следствие пережитого насилия, абьюза, депривации, потери родных, измены, предательства друзей. Для такой травмы свойственна болезненность и сила эмоций, ухудшение самочувствия, фиксация на тревожных мыслях, страх за будущее.
- Детская травма. Часто речь здесь идет про довербальный период, поэтому такие травмы сложно поддаются диагностике — человек о них практически ничего не помнит. Но при этом они очень сильно влияют на его последующую жизнь.
- Также есть и куда более скрытые травмы — их называют трансгенерационными. Это некие паттерны, алгоритмы, которые передаются по наследству. Такие травмы могут спровоцировать печальные события, порицающиеся в обществе: убийство, пребывание в психиатрической лечебнице, наличие внебрачных детей и пр. Трансгенерационные травмы изучает особая наука, эпигенетика. А со скрытыми травмами, связанными с архетипическими бессознательными процессами, работают экзистенциальные аналитики и юнгианские терапевты. Такие травмы провоцируют переживания на тему смерти, иррациональный трансперсональный опыт.
Как происходит ретравматизация?
Под воздействием психотравмы человек всегда меняется: метаморфозы могут происходит с его образом жизни, стилем работы, кругом друзей, системой мышления. Иногда изменения вызывают недоумения. Так, психотерапевты замечают, что женщины, пережившие насилие или тяжелое горе, зачастую внешне преображаются в лучшую сторону, становятся более лощеными, холеными, демонстративно-благополучными.
Бывают и другие изменения — у человека словно замораживаются чувства, из всей широкой гаммы остается буквально пара эмоций, и с них он уже никуда не переключается.
Очень часто люди чувствуют бессознательную необходимость вновь пережить травмирующее событие заново. Например, те, кто воевал в горячих точках, по многу раз смотрят фильмы о тех тяжелых событиях, а мать после смерти ребенка штудирует информацию о хосписах для детей… Так психика пытается исцелиться, еще раз переживая ужасный опыт.
Иногда это срабатывает. Но чаще происходит повторная травма. И из этого состояния уже не выкарабкаться без помощи специалиста.
Увы, далеко не все психотерапевты умеют работать с посттравматическими ситуациями. И, случается, вредят своим клиентам, наносят повторную травму.
Вот пример. Сидя на приеме, зрелая женщина описывает психотерапевту, как лишилась золотой медали в школе, потому что долго болела в выпускном классе и из-за пропусков не смогла сдать все экзамены на «отлично». Мама при этом ее успокаивала: оценки — не главное, школу окончила, и ладно.
В последствии муж вообще смеялся: мол, я и вовсе троечник, чего ты расстраиваешься? Слово-в-слово мысль матери повторил и первый психотерапевт, к которому обратилась женщина: среднее образование есть, и хорошо. То есть произошло обесценивание проблемы клиента.
А вот второй специалист покачала головой: «Ох, могу себе представить, как вы расстроились… Это, похоже, было ужасно». Клиентка расплакалась и призналась, что «подбадривающая» фраза о том, что ничего страшного не случилось, преследовала ее все эти годы. Приходилось против собственной воли надевать маску безразличия и «затаптывать» собственную боль…
Помоги себе сам
Да, с ретравматизацией можно разделаться и самостоятельно, хотя это и не так просто. Важно отследить тяжелые ситуации, которые повторяются в жизни, и проанализировать, как психика справлялась с такими переживаниями.
Также следует распознавать упреки значимых людей или психотерапевта в неэффективности такого поведения, в «неадекватном» проявлении эмоций. А после необходимо спросить себя, нет ли в этих словах обесценивания ваших чувств? Если есть, стоит пресечь обсуждение этой темы с родными или уйти от этого терапевта.
Хороший специалист будет стараться разорвать цепочку ситуаций, которые травмируют клиента — повредить связку стимулов и реакций. Здесь от психотерапевта нужна повышенная чуткость.
Он должен помочь человеку восполнить смысл, утраченный в в результате нанесенной душевной травмы. Например, если женщина потеряла любимого мужа и перестала видеть смысл в танцах, которыми они занимались вместе, не нужно подталкивать ее вновь начать танцевать. Пробуждение этого смысла как раз может стать причиной ретравматизации. Гораздо разумнее в таком случае помочь ей найти новые интересы — заняться чем-то, что она еще никогда не пробовала.
Первый шаг к исцелению — признание человеком значимости травмирующих его переживаний. Это страхует от обесценивания опыта. Далее важно сформулировать для себя позитивные моменты, относящиеся к травме.
В очень сложных случаях без помощи психолога не обойтись. Но в качестве профилактики обязательно прислушивайтесь к себе. Чтобы сознание не страдало и не засорялось ничем лишним, важно периодически устраивать его разгрузку. В этом вам поможет курс Викиум «Детоксикация мозга». В нем собраны самые действенные нейропсихологические техники самовосстановления внутренних ресурсов, саморефлексии, а также дыхательные методики.