Синдром годовщины: как от него избавиться?
-
-
Ксения Петровская
Автор Викиум
-
«У них в роду все после 20 лет совместной жизни разводятся!»
«Дед в 40 лет зрение посадил, отец в том же возрасте, а теперь и сын»
«В нашем роду уже несколько раз крупные суммы проигрывали, берегись азартных игр!»
Наверняка вы слышали такие фразы. Но стоит ли считать повторяющиеся неприятности совпадением или мистикой? Может быть, это удобное оправдание собственной нерешительности и безволия?
Давайте вместе поищем ответ на этот вопрос.
Описанные явления зафиксированы в психологии как особый синдром — синдром годовщины. Его выявили путем многолетнего изучения трансгенерационных, то есть «черезпоколенческих» связей.
Нужно сразу подчеркнуть, что речь идет о повторении только трагических событий, всплывающих из поколения в поколение. Счастливые закономерности в расчет не берутся.
Невероятно, но факт!
Самой первой об этом заговорила французский психолог Анн Анселин-Шутценбергер: она заметила, что в их семье несколько поколений подряд умирает второй (младший) ребенок из двух.
Исследовательница начала предметно изучать эту тему. Она много общалась с больными раком и выяснила, что многие из них заболевали в том же возрасте, что и их родители.
Некоторые истории, которые удалось «накопать» женщине, просто повергают в шок. Например, одна дама страдала нарушением работы сердца, которое передается по наследству, — в народе это называется «синяя болезнь». Она решилась на операцию, после нее стала себя чувствовать отлично, вышла замуж. Супруги решили не заводить своих детей, боясь, что те унаследуют недуг, а усыновить ребенка. Выбрали малыша из Индии. Но через несколько лет врачи диагностировали у него… ту же самую «синюю болезнь»!
Поразительно, что ребенка прооперировали в той же больнице и в тот же день, что и его приемную мать. И даже врач был тем же самым.
В изучении синдрома годовщины Анселин-Шутценбергер брала за основу концепцию так называемой скрытой лояльности к семье. Ее, в свою очередь, выявил венгерский психотерапевт Иван Бузормени-Надь.
Он, наблюдая за пациентами психиатрической клиники, заключил, что личность каждого человека формирует среда, в которой он родился и растет. А она образуется под влиянием прошлых поколений предков и транслируется на будущие поколения потомков.
При этом среду формирования личности составляют 4 измерения: фактическое (здоровье, генетика, жизненный опыт), индивидуально-психологическое (совокупность внутренних переживаний), этическое (субъективность) и поведенческое (общение между людьми).
Под понятием «лояльности» ученый подразумевал не просто верность своей семье, но и бессознательное следование правилам, которые в ней есть. В первую очередь это долг предкам за собственную жизнь, а также за весь опыт и знания. В такой семье есть уважение и привязанность друг к другу.
То есть скрытая лояльность — это побуждение к возвращению долгов. А если по ним не расплатиться, они перейдут следующим поколениям.
Склеп и призрак
Изучать вопрос продолжили Николя Абрахам и Мария Терек. Они считали, что если опыт не был проработан, проговорен, то он будет травматичным для поколения — станет «семейным призраком». Как правило, речь идет о неприятном опыте, который не принято выставлять напоказ: болезнь, развод, аборт, смерть ребенка, судимость, психотравма и пр.
Такой «призрак» селится в «склепе» (в душе родственника, потомка) и показывается оттуда периодически — чтобы про него не забывали.
Ученые описали показательную историю одного своего пациента. Тот собирал бабочек и умерщвлял их в банке с цианидом, где они умирали. И хотя его хобби ему очень нравилось, на душе у него было тяжко — приходилось то и дело обращаться к врачам. Так он дошел до Николя Абрахама.
Тот взялся за изучение семейного древа пациента и выяснил, что был там дедушка по материнской линии, о котором предпочитали умалчивать, потому что он вел аморальную жизнь, был преступником, и его казнили в газовой камере.
А теперь вспомним про бабочек! Получается, внук бессознательно транслировал тайну, которую хранила его мама, — стал носителем «склепа», проживал будто бы не свою жизнь…
Родовая травма
Знаменитый психолог, специалист по воспитанию детей Людмила Петрановская тоже описывает типичные сценарии, когда потомки повторяют судьбу предков.
Например, живет себе счастливая семья, и вдруг отца забирает болезнь, война или трагедия. Мать остается одна с детьми.
Теперь ей нужно быть сильной, работать в три жилы, поставить всех на ноги. Естественно, далеко не всем это по плечу — у некоторых развивается депрессия и даже пропадает желание жить…
Обуреваемая такими деструктивными чувствами, мать старается меньше общаться с детьми, потому что не может быть с ними ласковой и нежной. Ребенок же еще сильнее пытается заслужить улыбку и внимание матери, но это лишь сильнее раздражает родительницу, и та злится.
Ребенок, не понимая, в чем провинился, зарабатывает психологическую травму и чувство никчемности, ненужности. А мама постепенно превращается в «папу» и в этой роли очень даже комфортно себя ощущает. Типичный пример — бабушка из книги Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом». Она готова была задушить внука заботой!
Со временем у таких детей появляются свои дети. И тогда их родители делают все, чтобы не ставить их в ситуацию, которую прожили в детстве сами.
Такие родители трясутся над своими малышами, кладут их спать с собой, не отпускают ни на мгновение и больше всего боятся, что когда-нибудь те покинут дом и снова нагрянет одиночество…
И вот когда выросшее дитя действительно собирается создать свою семью и вести собственную самостоятельную жизнь, разражается скандал — мать не отпускает, шантажирует инфарктом и пр. Но ребенок все же уходит, унося с собой груз вины, нанося маме глубокую обиду и нарушая правило семейной лояльности.
Особым получилось и третье поколение детей (начиная с военных времен, когда отцы уходили на фронт). Они всегда ощущали себя старше, чем есть, выросли с огромным чувством долга перед родителями и даже взяли на себя их роль. Например, не рассказывали о том, что ушиблись во дворе, чтобы не тревожить маму. Наглядный литературный пример — Дядя Федор из «Простоквашино», уж слишком самостоятельный, не по годам.
Такие дети, вырастая, часто испытывают проблемы с созданием семьи, потому что не могут отделить свое «Я» от родителей, боясь, что их предадут или бросят.
Как уберечься от синдрома годовщины?
Даже если некий психологический паттерн перешел к вам бессознательно из семейного прошлого, его можно проработать и устранить — нужно лишь вовремя обратиться к психологу. А изначально стоит сделать следующее:
- Изучите семейную историю. О родовых проблемах и неприятных ситуациях можно узнать из воспоминаний близких, дневников, переписки.
- Проанализируйте события, при которых жили ваши родственники. Речь идет о войне, переворотах, депортациях. Даже постоянное упоминание перестройки как виновника всех проблем заставляет задуматься.
- Вспомните детство. О чем при вас говорили взрослые, что явно скрывали, что вы при этом ощущали?
- В честь кого вас назвали? Если имя дали в честь выдающегося родственника, а затем ждут таких же достижений от вас, этот долг ляжет на ваши плечи — порой непосильной ношей.
- Отсоединитесь от негативного сценария. Осознайте, что у вас своя судьба и запрограммируйте себе счастливое будущее без боязни повторения родовых трагедий — вот это лучше делать при помощи психолога.
… Жизнь — это сложный узор из дел, слов, помыслов. Ткать его нужно аккуратно, осознанно и своевременно удалять подсознания все, что не выговорено, не сделано, портит жизнь.
Нужно терпеливо и предметно анализировать свои эмоции, изучать семейные истории и не стесняться работать с психологом. Помните, вы сами пишете сценарий собственной жизни и выбираете роль, которую исполните в ней.
Чтобы проще было устранить чужие установки из своего подсознания, важно развивать критическое мышление. У Викиум есть одноименный курс, который будет очень полезен всем. Вы сможете научиться мыслить более трезво, самостоятельно, не поддаваться манипуляциям, грамотно анализировать происходящее и строить свою жизнь так, как нужно вам!