Персонификация в психологии
Персонификация — процесс переноса свойств живого человека на неживой объект. Она частенько используется как достаточно яркий литературный приём, но помимо этого, получила широкое распространение в психологии.
Проблема персонификации в науке
Считается, что наука и персонификация несовместимы. Ученые часто утверждают, что представление научной информации в чрезмерно очеловеченных терминах — верный способ усложнить процесс обучения, особенно для впечатлительных детей, которые поверят всему, что им скажут.
Что же такого плохого в персонификации? Многие полагают, что персонификация появилась из-за тенденции к анимизму, очень ненаучного убеждения, что неодушевлённые на самом деле существа, такие как растения, горы имеют духовную жизнь. Если человек считает, что гора или дерево могут быть богом, скорее всего, он начнёт приписывать человеческие качества и другим неживым объектам. Этот способ называют примитивным, характерным для детей или людей без образования.
Паскаль Бойер демонстрирует обратное, цитируя когнитивные и экспериментальные исследования. Они показывают, что дети с раннего возраста прекрасно знают, что такое одушевленное и неодушевленное, и на самом деле их мировоззрение не только сложное, но и требует соответствующего теоретизирования.
В психологии
Персонифицируя, мы часто примеряем на себя социальные роли и идентичности для объектов и приписываем им намерения и эмоции. Это не только многое говорит о наших когнитивных состояниях, но и увеличивает эмпатию.
Несмотря на общее нежелание науки одобрять техники персонификации в качестве учебных пособий, для людей это действительно эффективный способ обрабатывать информацию — персонификация часто помогает нам понимать концепции через человеческие аналогии. Превращая предметы в индивидуумов, мы можем эмоционально относиться к их «историям», делая их более запоминающимися, и исследования показали, что это действительно помогает детям учиться.
В частности, таким образом родители внушают маленьким детям прописные истины — сострадание, уважение, честность: нельзя кидать куклу, потому что кукле больно, нужно убрать игрушки, чтобы они не обижались.
Теория Салливана
Согласно теории Гарри Стэка Салливана, от младенческого возраста и в течение дальнейших стадий развития мы формируем определённые образы, обозначающие и нас самих, и окружающих нас людей. Эти образы, называемые персонификациями, могут быть относительно точными или, поскольку они окрашены потребностями и тревогами людей, сильно искаженными. Салливан описал три основных персонификации, которые развиваются в младенчестве: плохая мать, хорошая мать и я. Кроме того, некоторые дети в детстве приобретают эйдетическое олицетворение (воображаемого товарища по играм).
Собственное «я» тоже может быть плохим и хорошим, но, разумеется, всё это не конкретизировано. Плохое «я» определяется тревогами, страхами младенца, исходящими из бытовых ситуаций. Хорошее «я» — связанное с положительными эмоциями самоощущение, приходящее вместе с любовью матери, заботой и нежностью.
Иногда в момент слишком сильных переживаний, может происходить деперсонализация: испытываемые эмоции настолько неприятны, что ребёнок перестаёт воспринимать их через призму своего «я» или выборочно игнорировать.
Все эти теории достаточно сложны для понимания, но их использовании в психологии и педагогике может оказать пользу. Важно все время учиться и познавать новое, чтобы держать мозг в тонусе. А также регулярно необходимо тренировать когнитивные способности, например, с помощью тренажеров Викиум.