Нейроэстетика: наука о мозге и красоте
Что такое красота (помимо того, что это спасительница мира)? Можно ли ее количественно вычислить, и если да, то как? Что за биохимические чудеса творятся в мозгу созерцателей шедевров?
Такие вопросы исследует молодая, но перспективная научная область нейроэстетика. Она пытается описать, как мозг человека реагирует на красивое.
Что скажете, голуби?
Изучать влияние шедевров на мозг пытался ученый из Японии, исследовавший поведение животных, Сигэру Ватанабэ. В центре его экспериментов были голуби. Птицам показывали картины великих художников и чередовали их с нейтральными изображениями.
Для начала голуби научились различать полотна художников — отличали шедевры Леонардо да Винчи от Ван Гога и далее по списку. Затем ученый решил узнать, могут ли пернатые испытуемые воспринимать красоту в тех же параметрах, что и человек.
Для понимания феномена красоты важны два аспекта: удовольствие, которое дарят эстетически прекрасные образы или музыка, а также негативные эмоции, появляющиеся от просмотра или прослушивания неэстетичных творений. Люди проводят водораздел между этими аспектами по ряду показателей — гармония оттенков, четкость изображения, техника подачи и пр.
Японский исследователь «попросил» своих голубей оценить рисунки, которые изобразили дети примерно 10 лет. Изначально изображениям дало свою оценку жюри из десятка взрослых человек.
Сначала птичкам показали двадцать два рисунка. Если им нравилось нарисованное, они оценивали его, нажимая на кнопку. Если это мнение совпадало с вердиктом комиссии, голуби получали вкусняшку-поощрение.
Во втором «туре» испытуемым показали еще десять других рисунков (пять из них были «красивым», по мнению экспертов). Птички выбирали хорошие картинки из этой партии в два раза чаще, чем плохие.
Ватанабэ подытожил: птицам тоже свойственно понимание эстетики. Но общественного признания эти исследования не снискали. Более того, за свои «танцы с голубями» японца даже наградили ироничной Шнобелевской премией, которую дают за бесполезные научные изыскания.
Пейзажи и МРТ
Однако именно эти эксперименты подтолкнули других всерьез взяться за изучение того, как мы воспринимаем красоту. Это и подтолкнуло к развитию нейроэстетики.
Семир Зек стал первым ученым, всерьез искавшим ответ на вопрос: «Почему человек ощущает удовольствие от просмотра шедевров?»
Проводя добровольцам процедуру МРТ, он выяснил, что у людей в процессе восприятия произведений искусства «загорается» та же часть мозговой коры, что и при созерцании любимого человека. Активность этих зон и в том, и в другом случае возрастает примерно на 10%. Дофамин при этом вырабатывается в зоне, ответственной за удовольствия и желание.
Однако, что любопытно, при восприятии пейзажей «включаются» иные области — тело хвостатого ядра, а также медиальная орбитофронтальная кора. Объяснение кроется в том, что пейзажи дарят нам умиротворение, а не будоражат. Особенно сильны в том эффекте традиционные китайские живописные изображения.
Противники идеи
Их немало. Так, некоторые оппоненты ставят под сомнение сам факт возможности формирования в человеческому мозге универсальных понятий красоты. Зеки предъявляют претензию в том, что он объясняет прекрасное лишь как нейростимул.
Уверены, что победителя в этом споре еще долго не назовут. В любом случае здорово, что появляются новые научные ответвления и исследования. А нейроэстетика дарит нам возможность еще лучше узнать свой мозг. Прямо как курсы Викиум — разноплановые, но такие полезные и прикладные.
Например, «Детоксикация мозга» даст полезные инструкции, чтобы устроить себе перезагрузку и избавиться от мыслительного мусора. А «Целеполагание» подарит твердую почву под ногами: вы научитесь видеть главные векторы собственного развития, четко формулировать цели и достигать их во всех жизненных сферах.