Социальная изоляция и голод: что общего?

2020 год для миллионов людей ознаменовался вынужденным «заточением» дома. Но еще до начала пандемии, в последние десятилетия, число людей, проживающих в тотальной изоляции, сильно росло.

Меж тем, социальное одиночество и уединение может накладывать очень сильный отпечаток на психическое и физическое здоровье человека. В первую очередь научные опыты проводили, конечно, на мышах.


Роковые 90 дней

Например, показательно исследование было в Филадельфии. Новорожденных мышей помещали в «общежитие», где несколько особей могли контактировать и развлекаться в пластиковых тоннелях. Когда грызунам исполнилось по три месяца, их рассадили по индивидуальным контейнерам. Мышки видели и слышали собратьев, им хватало корма, но вот общения они лишились.

И что вы думаете? Через месяц такого заточения в «камерах-одиночках» нейроны в ряде зон коры головного мозга грызунов сильно уменьшились!

А еще через 90 дней у подопытных зверьков стали короче дендриты и аксоны, уменьшилась выработка белка, ответственного за рост нервов; подскочил кортизол; а в нейронах этих подопытных ученые обнаружили гораздо больше нарушений ДНК, чем у мышек, живших единой группой. И все эти метаморфозы произошли за какие-то три месяца!

Получается, мышиная нервная сеть подсохла, как это бывает с корнями растений.

В научных кругах пока, в основном, изучают влияние социальной изоляции на человеческое поведение и психику. Исследований же нервной ткани на людях не проводят. Зато по животным все понятно: у изолированных особей истончается кора мозга, мельчают нейроны и уменьшается количество клеток в областях, важных для социального поведения.

Пленники собственного мозга

Одиночество, в котором люди вынужденно очутились, для них сродни голоду — общения хочется так же, как пищи. Это, в общем-то, ожидаемый вывод, но он не взят с потолка. Так, у мышей нейроны среднего мозга, которые вырабатывают дофамин, в ответ на социальное одиночество становятся более чувствительными к общению. И такое же поведение нейроны демонстрируют на фоне голода, заставляя организм искать пропитание.

Речь идет о мозговой системе вбрасывания дофамина — нейромедиатора, дарящего удовлетворение. Если волшебного впрыска не происходит, нужно что-то активно предпринимать.

У людей нейроны, продуцирующие дофамин, «прописаны» в микроучастках среднего мозга. Ученые замерили активность этой зоны у 40 волонтеров. Каждый из них был готов не есть 10 часов, а наутро изолироваться в комнате без гаджетов. Там его ждал холодильник, набитый продуктами, но общение было исключено.

Вечером добровольцы прошли сеанс МРТ, а попутно им демонстрировали фотографии еды, общающихся людей, а также красивых цветов.

Выяснилось, что после длительного голодания нейроны системы вознаграждения «возбуждаются» на снимки с пищей так же, как и на изображения людей — после изоляции. А вот на цветочки в обоих случаях реакция была куда более слабой. Получается, мозг не обнаруживает разницы между голодом и дефицитом коммуникаций: так же, как и у мелких грызунов.

Медицина рада этой новости: мышиные модели можно использовать для лечения расстройств, связанных с природой социальной мотивации (аутизма и пр.).

Про мамозаменителей

Еще когда о пандемии и речи не шло, в ряде стран наметился общий тренд на атомизацию общества. Этому изрядно поспособствовали технологии: даже в кругу друзей мы «залипаем» в смартфоны. Но онлайн-общение, конечно, столь существенную проблему не решит.

Для человека как для социального существа крайне важна сенсорно-механическая стимуляция. Это наглядно продемонстрировали жестокие эксперименты с мозгом, которые психолог Гарри Харлоу проводил на макаках в середине прошлого века.

Он рассадил новорожденных обезьян по клеткам: в каждую по одному. Когда малышам давали соску, они, наевшись, отворачивались от нее. А вот когда в клетках меняли подстилки, бились в истерике и вцеплялись в ткань, не желая с ней расставаться.

Тогда Харлоу установил в каждой клетке по две искусственные «мамы-обезьяны». Роль первой выполнял теплый цилиндр из проволоки (на нем закрепили соску с молоком). Вторая же «мать» не кормила, но была обернута приятной махровой тканью.

Проголодавшись, маленькие макаки забирались на кормящий мамозаменитель, ели, но потом тут же бежали к матерчатой «матушке» и обнимались с ней все остальное время.

Если обезьянок переносили в незнакомую им комнату и рядом был матерчатый цилиндр, они с интересом изучали обстановку, а вот рядом с «кормящей» установкой они дрожали, съежившись на полу…

В своем итоговом докладе ученый описал последствия этих опытов, озвучил значимость тактильного голода и подчеркнул, что комфорт от контакта полностью вытесняет фактор питания. А главный смысл процесса кормления — в обеспечении телесного контакта мамы и малыша.

После этого в стране изменили политику «минимальных телесных контактов», которая практиковалась в приютах, — младенцев стали не просто кормить, но и почаще обнимать и брать на руки. А в продаже появились слинги и рюкзаки-кенгурятники для малышей.

Неужели все так плохо?

Меж тем, для современных людей проблема одиночества постоянно обостряется. Страдают от него даже в благополучной Великобритании (три года назад там даже ввели пост министра по одиночеству, чтобы поддержать 14% населения, мучимого изоляцией).

В Японии за последние тридцать лет тоже сильно вырос процент одиноких людей — ни в каких отношениях не состоят каждая четвертая женщина и каждый третий представитель сильного пола.

В большинстве случаев одиночество — это стресс: эмоции появились в ходе эволюции, чтобы побуждать людей выстраивать социальные связи. Раньше выжить можно было лишь сообща.

Так что и природа человека XXI столетия настроена на каноны каменного века: изоляция на 30% увеличивает риск ишемии и инсульта. Кроме того, межличностные отношения определяют нашу жизнь и самочувствие сильнее, чем гены, положение в обществе или деньги.

Сейчас ученые усиленно разбираются в том, как все это функционирует на уровне нейронов. Эти знания ценны потому, что рано или поздно помогут человечеству жить качественнее даже в непредсказуемом мире, где контактов может быть как слишком много, так и не быть в принципе.

Викиум тоже держит руку на пульсе научных открытий и новых методик. У нас есть очень полезный в этом смысле курс «Эмоциональный интеллект» — он нужен для понимания других людей и себя. Мотивы поступков, скрытая манипуляция, склонность к одиночеству или объединению — все это вы сможете «видеть» в окружающих, пройдя обучение. Курс разовьет тот самый EQ, который сейчас по ценности ставят на ступеньку выше, чем IQ: человек с развитым эмоциональным интеллектом будет заведомо выигрышно смотреться на фоне конкурентов в любой области.

Читать далее